Завершено
Архаичный напрестольный карпатский крест (гуцульский згард). Гуцульские Карпаты. 1895 год.
Архаичный напрестольный карпатский крест (гуцульский згард). Гуцульские Карпаты. 1895 год.
Кипарис, резьба.
Размеры: 25 х 8 х 1,5 см.
В отличном коллекционном состоянии.
Представляет антикварную, художественную, историческую ценность.
Згарды (В единственного числе "Згарда", мужского рода ) - это обереги в виде специфической формы крестов. Згарды - дохристианские обереги, церковь относилась к ним довольно неодобрительно . Поэтому женщины носили згарды в виде нагрудного украшения , по несколько штук. У мужчин были кольца с подобный символикой .
О згардах, о том как менялась их форма и наслаивались христианские символы - статья "Гуцульские украшения " Ярославы Ткачук и Марии Кубик :
" Орнаментика гуцульских украшений, как и других видов народного искусства гуцулов , насквозь проникнута элементами древней , дохристианской культуры. Здесь, в малодоступных горах до ХХ века сохранились традиции старославянского искусства. Источником орнаментальных композиций гуцульских украшений, был древнеславянский солярный культ, который воспевал первоначальное земледелие и скотоводство, где решающим фактором считались животворная солнечная сила. Символ солнца стал эмблемой благосостояния и благополучия, и для населения украинских Карпат, которое до наших дней сохранило немало магических верований, в те далекие времена этот символ широко использовался как оберег. Именно поэтому различные интерпретации солярного символа так часто используют гуцульские мастера в декорировании украшений. С течением времени солярные знаки постепенно совершенствовались, приобретали различные атрибуты , выступали в различных сочетаниях с другими изображениями. Народное искусство Гуцульщины существовало долгие века. Оно жило и развивалось, творилось в новых формах, которые отражали новое содержание жизни.
Особенно ярко в гуцульской орнаментике украшений отразился период древней Руси с характерным для него процессом христианизации и борьбы с язычеством. Этот процесс не был внезапным. Он длился очень долго и выразительно отразилось в народном искусстве постепенной ассимиляцией старой языческой символики с новой христианской. Христианство могло войти в народные массы, лишь приспособив свои понятия, свои образы к языческим понятиям и образам, которых придерживался народ.
Ассимиляции, в первую очередь, подверглась именно солярная символика, выражавшееся в слиянии солнечного диска с крестом - главной эмблемой христианского культа.
Наиболее ярко этот процесс прослеживается в гуцульских металлических нагрудных украшениях - Згарда , состоящих из одной или из двух (и редко - большее количество ) низок дисков или крестов. Для соединения Згарда служат так называемые Чепраги - две, преимущественно круглые , пластины , украшенные чеканным или ажурным орнаментом.
При первом взгляде на Згарды бросается в глаза диспропорция между размерами Чепраги и Згарда . Чепраги, как правило , имеют большие , совсем неоправданные их утилитарной функцией , размеры. Некоторые из них достигают 6-7 см. в диаметре, что говорит об их особом место среди нашейный украшений. Чепрага - солнечный символ – призванный охранять человека от злых духов. В центральной части декора Чепраги в большинстве случаев размещаются различные варианты солярной символике : колесо с восемью , шестью или четырьмя спицами, концентрические круги и т.д.
Ту же роль играл архаический тип Згарда , состоявший из круглых, солнцеподобных медальонов , похожих на Чепрага, украшенных шестилепестковой розеткой или другими подобными солярными эмблемами. Характерной чертой таких Згардов является вписывание в круг их дисков равноконечного креста с четырьмя малыми кругами между плечами. Эти крестообразные мотивы, имея дохристианское происхождение, были солярными знаками.
Но постепенно, шаг за шагом, дисковидные солярные знаки в Згардах приобретают крестовидные формы. Солнце-подобные диски в Згардах заменяются крестиками с равными ветвями , промежутки между которыми заполнялись лучами. Крестики, как правило имели одинаковую форму и размеры. «Впоследствии кресты теряют равно размерность: одна из ветвей становится длиннее и крест набирает черты, уже специфической христианской культовой формы. Именно на крестах такого типа, появляются рельефные распятия, с чертами примитивной пластики. Но и такие чисто христианские кресты еще имеют на себе много остатков языческой символики. Так, на конце ветвей этих крестов время встречаем солярные розетты или кружки ». Такие кресты служили как частью Згарда , так и самостоятельным украшением. Их носили преимущественно мужчины (реже женщины) на цепочках. Цепочки в зависимости от техники исполнения имели такие фoрмы: круглые, плоские, продолговатые плетеные, перевитые .
И еще про кольца, которые также имели особое значение (из той же статьи):
" Отдельную группу гуцульских украшений составляют перстни и кольца, отлитые из латуни, бронзы и нейзильбера.
На Гуцульщине были распространены два типа колец: для ношения на руках и для соединения нашейных платков, которые дарили девушки ребятам. В обоих случаях они связаны идеей брака Их орнаменты богаты символическим содержанием, в котором заложены идеи непрерывности жизни, продолжение рода, предохранения семейного очага.
Наружная поверхность кольца украшалась рельефным или гравированным орнаментом. Последний, как правило, состоял из пары ромбов, в которые вписаны солярные кресты, или солярные кружки. Иногда эти солярные знаки соединены в одну фигуру. Исходя из обрядового назначения колец, можно полагать, что такие изображения символизируют брачную пару - супругов. В других случаях до двух кружков, что в ромбе, добавляется еще два кружка между ромбами. Такая орнаментальная схема широко употреблялась в декорировании гуцульских украшений, выступая как вариант солярного креста.
Существует гипотеза, что этот знак является символом ново построенного дома. В таком случае это изображение полностью совпадает с брачной идеей нового хозяйства молодоженов. Такой прием отделки перстней крепко сохраняется и в современных гуцульских изделиях. Этот орнаментальный мотив часто встречается на перстнях в форме кольца.. Перстни с круглым щитком декорировались орнаментом, который повторял солярные мотивы Чепрага : шести лепестковые розетки, солярные кресты, концентрические кольца , лучи и т.д. Орнамент гравировался и дополнялся цветной замазкой, имитировавшей эмаль.
Народную культуру гуцулов метко охарактеризовал М. Коцюбинский : " Гуцулы - оригинальный народ с богатой фантазией, со своеобразной психикой. Глубокий язычник, гуцул всю свою жизнь проводит в борьбе со злыми духами , населяющими леса, горы и воды. Христианством он воспользовался лишь для того, чтобы украсить языческий культ. Вот почему кольца, перстни , как и другие виды украшений с присущими им архаичными чертами, пользовались среди горцев большим спросом. Они были неотъемлемыми атрибутами праздничной и свадебной одежды. Поэтому народные умельцы Гуцульщины с большой любовью делали эти украшения, вкладывая в них свою творческую фантазию. Гуцульские украшения являются прекрасными образцами народного творчества, которые свидетельствуют о больших художественные способности народных мастеров Гуцульщины. Ярким доказательством этого является коллекция Коломыйского музея народного искусства Гуцульщины им. И. Кобринского, который хранит большое количество образцов различных видов гуцульских украшений, начиная с XVII века.»
Кипарис, резьба.
Размеры: 25 х 8 х 1,5 см.
В отличном коллекционном состоянии.
Представляет антикварную, художественную, историческую ценность.
Згарды (В единственного числе "Згарда", мужского рода ) - это обереги в виде специфической формы крестов. Згарды - дохристианские обереги, церковь относилась к ним довольно неодобрительно . Поэтому женщины носили згарды в виде нагрудного украшения , по несколько штук. У мужчин были кольца с подобный символикой .
О згардах, о том как менялась их форма и наслаивались христианские символы - статья "Гуцульские украшения " Ярославы Ткачук и Марии Кубик :
" Орнаментика гуцульских украшений, как и других видов народного искусства гуцулов , насквозь проникнута элементами древней , дохристианской культуры. Здесь, в малодоступных горах до ХХ века сохранились традиции старославянского искусства. Источником орнаментальных композиций гуцульских украшений, был древнеславянский солярный культ, который воспевал первоначальное земледелие и скотоводство, где решающим фактором считались животворная солнечная сила. Символ солнца стал эмблемой благосостояния и благополучия, и для населения украинских Карпат, которое до наших дней сохранило немало магических верований, в те далекие времена этот символ широко использовался как оберег. Именно поэтому различные интерпретации солярного символа так часто используют гуцульские мастера в декорировании украшений. С течением времени солярные знаки постепенно совершенствовались, приобретали различные атрибуты , выступали в различных сочетаниях с другими изображениями. Народное искусство Гуцульщины существовало долгие века. Оно жило и развивалось, творилось в новых формах, которые отражали новое содержание жизни.
Особенно ярко в гуцульской орнаментике украшений отразился период древней Руси с характерным для него процессом христианизации и борьбы с язычеством. Этот процесс не был внезапным. Он длился очень долго и выразительно отразилось в народном искусстве постепенной ассимиляцией старой языческой символики с новой христианской. Христианство могло войти в народные массы, лишь приспособив свои понятия, свои образы к языческим понятиям и образам, которых придерживался народ.
Ассимиляции, в первую очередь, подверглась именно солярная символика, выражавшееся в слиянии солнечного диска с крестом - главной эмблемой христианского культа.
Наиболее ярко этот процесс прослеживается в гуцульских металлических нагрудных украшениях - Згарда , состоящих из одной или из двух (и редко - большее количество ) низок дисков или крестов. Для соединения Згарда служат так называемые Чепраги - две, преимущественно круглые , пластины , украшенные чеканным или ажурным орнаментом.
При первом взгляде на Згарды бросается в глаза диспропорция между размерами Чепраги и Згарда . Чепраги, как правило , имеют большие , совсем неоправданные их утилитарной функцией , размеры. Некоторые из них достигают 6-7 см. в диаметре, что говорит об их особом место среди нашейный украшений. Чепрага - солнечный символ – призванный охранять человека от злых духов. В центральной части декора Чепраги в большинстве случаев размещаются различные варианты солярной символике : колесо с восемью , шестью или четырьмя спицами, концентрические круги и т.д.
Ту же роль играл архаический тип Згарда , состоявший из круглых, солнцеподобных медальонов , похожих на Чепрага, украшенных шестилепестковой розеткой или другими подобными солярными эмблемами. Характерной чертой таких Згардов является вписывание в круг их дисков равноконечного креста с четырьмя малыми кругами между плечами. Эти крестообразные мотивы, имея дохристианское происхождение, были солярными знаками.
Но постепенно, шаг за шагом, дисковидные солярные знаки в Згардах приобретают крестовидные формы. Солнце-подобные диски в Згардах заменяются крестиками с равными ветвями , промежутки между которыми заполнялись лучами. Крестики, как правило имели одинаковую форму и размеры. «Впоследствии кресты теряют равно размерность: одна из ветвей становится длиннее и крест набирает черты, уже специфической христианской культовой формы. Именно на крестах такого типа, появляются рельефные распятия, с чертами примитивной пластики. Но и такие чисто христианские кресты еще имеют на себе много остатков языческой символики. Так, на конце ветвей этих крестов время встречаем солярные розетты или кружки ». Такие кресты служили как частью Згарда , так и самостоятельным украшением. Их носили преимущественно мужчины (реже женщины) на цепочках. Цепочки в зависимости от техники исполнения имели такие фoрмы: круглые, плоские, продолговатые плетеные, перевитые .
И еще про кольца, которые также имели особое значение (из той же статьи):
" Отдельную группу гуцульских украшений составляют перстни и кольца, отлитые из латуни, бронзы и нейзильбера.
На Гуцульщине были распространены два типа колец: для ношения на руках и для соединения нашейных платков, которые дарили девушки ребятам. В обоих случаях они связаны идеей брака Их орнаменты богаты символическим содержанием, в котором заложены идеи непрерывности жизни, продолжение рода, предохранения семейного очага.
Наружная поверхность кольца украшалась рельефным или гравированным орнаментом. Последний, как правило, состоял из пары ромбов, в которые вписаны солярные кресты, или солярные кружки. Иногда эти солярные знаки соединены в одну фигуру. Исходя из обрядового назначения колец, можно полагать, что такие изображения символизируют брачную пару - супругов. В других случаях до двух кружков, что в ромбе, добавляется еще два кружка между ромбами. Такая орнаментальная схема широко употреблялась в декорировании гуцульских украшений, выступая как вариант солярного креста.
Существует гипотеза, что этот знак является символом ново построенного дома. В таком случае это изображение полностью совпадает с брачной идеей нового хозяйства молодоженов. Такой прием отделки перстней крепко сохраняется и в современных гуцульских изделиях. Этот орнаментальный мотив часто встречается на перстнях в форме кольца.. Перстни с круглым щитком декорировались орнаментом, который повторял солярные мотивы Чепрага : шести лепестковые розетки, солярные кресты, концентрические кольца , лучи и т.д. Орнамент гравировался и дополнялся цветной замазкой, имитировавшей эмаль.
Народную культуру гуцулов метко охарактеризовал М. Коцюбинский : " Гуцулы - оригинальный народ с богатой фантазией, со своеобразной психикой. Глубокий язычник, гуцул всю свою жизнь проводит в борьбе со злыми духами , населяющими леса, горы и воды. Христианством он воспользовался лишь для того, чтобы украсить языческий культ. Вот почему кольца, перстни , как и другие виды украшений с присущими им архаичными чертами, пользовались среди горцев большим спросом. Они были неотъемлемыми атрибутами праздничной и свадебной одежды. Поэтому народные умельцы Гуцульщины с большой любовью делали эти украшения, вкладывая в них свою творческую фантазию. Гуцульские украшения являются прекрасными образцами народного творчества, которые свидетельствуют о больших художественные способности народных мастеров Гуцульщины. Ярким доказательством этого является коллекция Коломыйского музея народного искусства Гуцульщины им. И. Кобринского, который хранит большое количество образцов различных видов гуцульских украшений, начиная с XVII века.»
Цена: |
35 000 руб
|
Город: |
Санкт-Петербург
|
Тип: | Продаю |
Автор: |
|
Регист:Регист: |
с 08.03.2014 ![]() |
Дата: | 11.03.2025 15:02 |
Номер: | 273287 |
Сделать объявление:
Сделать ТОП Сделать ВИП Во Все Города Во Все Страны Добавить Видео Скидка –% Срочно Распродажа 100% Натурально
Ссылка на это объявление:
Похожие объявления
Винтажная копилка для денег. СССР, конец 1920-х гг.
9 000 руб
11.03.2025
Старинный напрестольный крест. Серебро "84". Мастерская "МР". Москва, 1890-е гг.
300 000 руб
11.03.2025
Игровые аппараты
Без цены
10.03.2025
Артефакт 2 мировой
15 000 руб
26.05.2025
Никитский, А.И. Очерк внутренней истории Пскова. СПб.: Типография К. Замысловского, 1873.
50 000 руб
11.03.2025
Старинная подвесная лампада в стиле Русский Ампир. Серебро "84". Мастерская Зайцева Ивана. XIX век.
150 000 руб
28.02.2025
Старинная подвесная серебряная лампада в стиле Ампир. Мастерская «Ж.К». Россия, 1850-е гг.
60 000 руб
11.03.2025
Икона Святого Равноавпостольного Вел. Князя Владимира, Российская Империя, сер. XIX века.
200 000 руб
11.03.2025
Икона "Огненное восхождение Ильи Пророка". Российская Империя, XVIII век.
200 000 руб
11.03.2025
Куплю Антикварную Православную Богослужебную Утварь
Без цены
28.02.2025
Старинный образ Матери Божией «Одигитрия Смоленская» высокого письма. Ярославль, XVIII век.
250 000 руб
11.03.2025
Лампада подвесная серебряная с ажурным орнаментом. Мастерская "АЕ". Россия, Москва, 1881-1882 гг.
120 000 руб
11.03.2025
Старинная серебряная евхаристическая лжица. Мастер "ИАА". Россия, Москва, 1894 год.
45 000 руб
11.03.2025
Старинная картина с видом р.Мойки у Большого Конюшенного моста в С-Петербурге в оригинальной раме.
85 000 руб
16.06.2025
Лампада подвесная серебряная, украшенная изысканной штихельной гравировкой в неорусском стиле. XIXв
120 000 руб
28.02.2025
Нераскрытый древний русский крест-энколпион. XV век.
45 000 руб
05.05.2025
Старинная евхаристическая лжица, украшенная гравировкой. Москва, конец XIX века.
40 000 руб
11.03.2025
Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская» в серебряном окладе. Россия, Москва, 1896 г.
500 000 руб
11.03.2025
Старинные русские "Весы для хозяйства" на 40 фунтов в стиле Модерн. Россия, кон. XIX века.
50 000 руб
28.02.2025
Круг Михаила Шемякина: Семеошенков Евгений Павлович. «Нева». Ленинград, 1950-е гг.
45 000 руб
17.05.2025
Библия «Священные Книги Ветхаго и Новаго Завета» в твердом переплете с тиснением. Москва, 1904 год.
60 000 руб
11.03.2025
Образ святого Алексия Человека Божия в окладе. Россия, сер. ХХ века.
60 000 руб
11.03.2025
Образ Матери Божьей ЗНАМЕНИЕ (Оранта) с предстоящими святыми в старинном киоте. Россия, сер. XIX в.
200 000 руб
11.03.2025
Икона Спасителя в тяжелом кованом окладе из серебра "84". Российская Империя, С-Петербург, 1791 год.
250 000 руб
11.03.2025
Старинное требное Евангелие в массивном латунном окладе. Напечатано в Москве в 1912 году.
50 000 руб
28.02.2025
Лжица евхаристическая позолоченная большого размера. Серебро «84». Москва, 1851 год.
60 000 руб
11.03.2025
Старинное биде на подставке из дерева. Российская Империя, начало XIX век
65 000 руб
11.03.2025
Старинная евхаристическая Звездица большого размера из серебра "84". Мастер «I.A». Москва, 1852 год.
65 000 руб
28.02.2025
Два парных напрестольных креста из серебра "84" пробы. Россия, XIX век.
550 000 руб
28.02.2025
Старинный напрестольный крест, украшенный перегородчатыми эмалями по серебряной скани. XVII век.
280 000 руб
27.07.2025
Отзывы и комментарии
Автор объявления не уведомляется о комментариях. Если хотите послать сообщение непосредственно автору объявления нажмите на кнопку "Написать Email" выше.
Винтажная копилка для денег. СССР, конец 1920-х гг. Материал - металл. Техническое исполнение: литье, штамп, хромирование, гравировка штихе...