Храмовый образ "Спас в силах" высокого письма из тяблового иконостаса. Центральная Россия, кон. XVII
Храмовый образ "Спас в силах" высокого письма из тяблового иконостаса. Центральная Россия, конец XVII века.
Материалы: дерево, левкас, темпера, золото.
Размер 78 х 65 см.
Разделка одежд выполнена твореным золотом.
Доска, две врезные встречные шпонки.
Икона раскрыта, очищена от слоя олифы, красочный слой укреплен.
В отличном коллекционном состоянии. Икона музейного уровня!
Спас в Силах
Икона «Спас в силах» относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место — в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона «Спас в силах» отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки.
В соответствии с названием, икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. К первой же и наивысшей сфере относятся такие чины, как Престолы и Серафимы, которые наиболее приближены к Богу и, в ряде случаев, также изображаются на иконе.
Иконография «Спаса в силах» сложилась в XIV-XV веках на основании видения, изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в откровении Иоанна Богослова. В откровении Иоанна сказано так: «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».
Основанный на библейских текстах иконописный канон Спаса в силах тщательно соблюдается по сей день. В центре иконы изображается Пантократор — Христос Судия, сидящий на троне, держащий Евангелие и благословляющий зрителя жестом правой руки. Фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. Ромб изображается внутри синей сферы (овала), которая, в свою очередь, вписана в красный квадрат, составляющий как бы внешний фон композиции. Поле голубого овала записано полупрозрачными изображениями Сил и прочих небесных чинов, а по углам внешнего красного четырехугольника изображаются образы ангела, льва, тельца и орла — те самые «животные», которые описал Иоанн Богослов.
Спас в силах — это не просто библейское описание, переложенное на язык иконописи, это само пророчество, своеобразный библейский трактат, исполненный знаков и символов. Композиция, построенная на сочетании геометрических фигур, представляет вселенную, в центре которой находится образ Спасителя, предстающего в сиянии божественного огня (красный ромб). Круг как бесконечная всеобъемлющая фигура, символизирует Царство небесное, а красный четырехугольник означает землю, которая состоит из четырех стихий и ориентирована по четырем сторонам света. Образы «четырех зверей», размещенные по углам «земли» — это не что иное как символы четырех евангелистов, несущих Слово Божие по четырем сторонам света. Наконец, даже сам колорит иконы, построенный на комбинациях земного красного и небесного голубого цветов, символизирует сочетание в образе Иисуса Христа божественного и земного начал.
По старой традиции «Спас в силах» располагается в центре иконостаса, что связано с апокалиптическими значениями, присущими данной иконографии. Таковы многие из известных сегодня икон, включая знаменитый образ, написанный Андреем Рублевым для деисусного чина Владимирского Успенского собора в 1408 году. Икона, хранящаяся сегодня в коллекции Государственной Третьяковской галереи, является образцом, которому русские иконописцы следуют на протяжении шести веков.
Материалы: дерево, левкас, темпера, золото.
Размер 78 х 65 см.
Разделка одежд выполнена твореным золотом.
Доска, две врезные встречные шпонки.
Икона раскрыта, очищена от слоя олифы, красочный слой укреплен.
В отличном коллекционном состоянии. Икона музейного уровня!
Спас в Силах
Икона «Спас в силах» относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место — в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона «Спас в силах» отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки.
В соответствии с названием, икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. К первой же и наивысшей сфере относятся такие чины, как Престолы и Серафимы, которые наиболее приближены к Богу и, в ряде случаев, также изображаются на иконе.
Иконография «Спаса в силах» сложилась в XIV-XV веках на основании видения, изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в откровении Иоанна Богослова. В откровении Иоанна сказано так: «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».
Основанный на библейских текстах иконописный канон Спаса в силах тщательно соблюдается по сей день. В центре иконы изображается Пантократор — Христос Судия, сидящий на троне, держащий Евангелие и благословляющий зрителя жестом правой руки. Фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. Ромб изображается внутри синей сферы (овала), которая, в свою очередь, вписана в красный квадрат, составляющий как бы внешний фон композиции. Поле голубого овала записано полупрозрачными изображениями Сил и прочих небесных чинов, а по углам внешнего красного четырехугольника изображаются образы ангела, льва, тельца и орла — те самые «животные», которые описал Иоанн Богослов.
Спас в силах — это не просто библейское описание, переложенное на язык иконописи, это само пророчество, своеобразный библейский трактат, исполненный знаков и символов. Композиция, построенная на сочетании геометрических фигур, представляет вселенную, в центре которой находится образ Спасителя, предстающего в сиянии божественного огня (красный ромб). Круг как бесконечная всеобъемлющая фигура, символизирует Царство небесное, а красный четырехугольник означает землю, которая состоит из четырех стихий и ориентирована по четырем сторонам света. Образы «четырех зверей», размещенные по углам «земли» — это не что иное как символы четырех евангелистов, несущих Слово Божие по четырем сторонам света. Наконец, даже сам колорит иконы, построенный на комбинациях земного красного и небесного голубого цветов, символизирует сочетание в образе Иисуса Христа божественного и земного начал.
По старой традиции «Спас в силах» располагается в центре иконостаса, что связано с апокалиптическими значениями, присущими данной иконографии. Таковы многие из известных сегодня икон, включая знаменитый образ, написанный Андреем Рублевым для деисусного чина Владимирского Успенского собора в 1408 году. Икона, хранящаяся сегодня в коллекции Государственной Третьяковской галереи, является образцом, которому русские иконописцы следуют на протяжении шести веков.
Город: |
Санкт-Петербург
|
Тип: | Продаю |
Автор: | Алексей Иванов | Все объявления автора |
Регист:Регист: | с 08.03.2014 |
Дата: | 03.04.2024 11:01 |
Номер: | 2284123 |
Сделать объявление:
Похожие объявления
Икона Святого Равноавпостольного Вел. Князя Владимира, Российская Империя, сер. XIX века.
200 000 руб
08.04.2024
Старинная киотная лампада большого размера на ажурной ручке. Мастерская П.Иванова. Москва, кон. XIXв
300 000 руб
03.04.2024
Старинный образ "Господь Вседержитель" высокого школьного письма. Российская Империя, XIX век.
300 000 руб
03.04.2024
Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская» в серебряном окладе. Россия, Москва, 1896 г.
400 000 руб
03.04.2024
Подстаканник с фигурной ручкой в стиле "Модерн". Серебро "84". Россия, СПб., конец XIX века.
45 000 руб
05.04.2024
Икона "Огненное восхождение Ильи Пророка". Российская Империя, XVIII век.
200 000 руб
08.04.2024
Скульптурное изображение Спасителя в терновом венце. Конец XIX - нач. XX вв.
45 000 руб
04.04.2024
Куплю Антикварную Православную Богослужебную Утварь
Без цены
08.04.2024
«ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ». Общiй культурно-историческiй очеркъ. Рига: 1929 год.
60 000 руб
08.04.2024
Старинная подвесная серебряная лампада в стиле Ампир. Мастерская «Ж.К». Россия, 1850-е гг.
50 000 руб
03.04.2024
Старинный напрестольный (водосвятный крест). Серебро «84». Мастер «ИA». Россия, Москва, 1880-е гг.
180 000 руб
05.04.2024
Икона храмовая «Троица ветхозаветная». Российская Империя, кон. XVIII века.
1 300 000 руб
08.04.2024
Старинная напрестольная Дарохранительница в виде храма из серебра «84». Москва, 1864 г.
700 000 руб
08.04.2024
Образ святого Алексия Человека Божия в окладе. Россия, сер. ХХ века.
60 000 руб
08.04.2024
Винтажная копилка для денег. СССР, конец 1920-х гг.
9 000 руб
08.04.2024
Лоуренс Альма-Тадема, Цветной офорт Под крышей синей ионийской погоды, Англия, 1901 год
250 000 руб
05.04.2024
Старинный образ Спасителя в серебряном окладе. Мастерская «МБ». Россия, г. Москва, 1872 г.
120 000 руб
05.04.2024
Набор из трех старинных ростовских финифтей «Деисис». Россия, Ростов Великий, начало 1800-х гг.
90 000 руб
08.04.2024
Старинный напрестольный крест. Российская Империя, Русский Север, начало XIX века.
70 000 руб
04.04.2024
Старинная лампада на цепочке в стиле Модерн. Россия, конец XIX - нач. ХХ века.
5 000 руб
08.04.2024
Старинный напрестольный крест, украшенный чернью в стиле «Русский Бидермайер». Россия, Москва, 1820г
700 000 руб
08.04.2024
Лжица евхаристическая, украшенная изысканной гравировкой. Серебро «84» пр. Москва, 1890-е гг.
45 000 руб
08.04.2024
Набор из трех старинных ростовских финифтей. Российская Империя, Ростов Великий, 1802-1804 гг.
950 000 руб
09.04.2024
НХ. Гравюра «Несение креста Спасителем». Западная Европа, XIX век.
40 000 руб
04.04.2024
Старинный чайный набор из серебра "835" пробы с позолотой внутри в стиле Модерн, начало 1900-х гг
150 000 руб
08.04.2024
Архаичный напрестольный карпатский крест (гуцульский згард). Гуцульские Карпаты. 1895 год.
35 000 руб
08.04.2024
Наперсный протоиерейский постовой крест из дерева, обрамленный серебром. Россия, нач. ХХ века.
400 000 руб
08.04.2024
Старинное биде на подставке из дерева. Российская Империя, начало XIX век
65 000 руб
08.04.2024
Старинное требное Евангелие в массивном латунном окладе. Напечатано в Москве в 1912 году.
50 000 руб
08.04.2024
Лжица евхаристическая позолоченная большого размера. Серебро «84». Москва, 1851 год.
60 000 руб
08.04.2024
Отзывы и комментарии
Автор объявления не уведомляется о комментариях. Если хотите послать сообщение непосредственно автору объявления нажмите на кнопку "Написать сообщение" выше.
Икона Святого Равноавпостольного Вел. Князя Владимира, Российская Империя, сер. XIX века. Доска, левкас, темпера. Размеры: Высота – 36 см. ...