Храмовый образ "Спас в силах" высокого письма из тяблового иконостаса. Центральная Россия, кон. XVII
Храмовый образ "Спас в силах" высокого письма из тяблового иконостаса. Центральная Россия, конец XVII века.
Материалы: дерево, левкас, темпера, золото.
Размер 78 х 65 см.
Разделка одежд выполнена твореным золотом.
Доска, две врезные встречные шпонки.
Икона раскрыта, очищена от слоя олифы, красочный слой укреплен.
В отличном коллекционном состоянии. Икона музейного уровня!
Спас в Силах
Икона «Спас в силах» относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место — в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона «Спас в силах» отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки.
В соответствии с названием, икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. К первой же и наивысшей сфере относятся такие чины, как Престолы и Серафимы, которые наиболее приближены к Богу и, в ряде случаев, также изображаются на иконе.
Иконография «Спаса в силах» сложилась в XIV-XV веках на основании видения, изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в откровении Иоанна Богослова. В откровении Иоанна сказано так: «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».
Основанный на библейских текстах иконописный канон Спаса в силах тщательно соблюдается по сей день. В центре иконы изображается Пантократор — Христос Судия, сидящий на троне, держащий Евангелие и благословляющий зрителя жестом правой руки. Фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. Ромб изображается внутри синей сферы (овала), которая, в свою очередь, вписана в красный квадрат, составляющий как бы внешний фон композиции. Поле голубого овала записано полупрозрачными изображениями Сил и прочих небесных чинов, а по углам внешнего красного четырехугольника изображаются образы ангела, льва, тельца и орла — те самые «животные», которые описал Иоанн Богослов.
Спас в силах — это не просто библейское описание, переложенное на язык иконописи, это само пророчество, своеобразный библейский трактат, исполненный знаков и символов. Композиция, построенная на сочетании геометрических фигур, представляет вселенную, в центре которой находится образ Спасителя, предстающего в сиянии божественного огня (красный ромб). Круг как бесконечная всеобъемлющая фигура, символизирует Царство небесное, а красный четырехугольник означает землю, которая состоит из четырех стихий и ориентирована по четырем сторонам света. Образы «четырех зверей», размещенные по углам «земли» — это не что иное как символы четырех евангелистов, несущих Слово Божие по четырем сторонам света. Наконец, даже сам колорит иконы, построенный на комбинациях земного красного и небесного голубого цветов, символизирует сочетание в образе Иисуса Христа божественного и земного начал.
По старой традиции «Спас в силах» располагается в центре иконостаса, что связано с апокалиптическими значениями, присущими данной иконографии. Таковы многие из известных сегодня икон, включая знаменитый образ, написанный Андреем Рублевым для деисусного чина Владимирского Успенского собора в 1408 году. Икона, хранящаяся сегодня в коллекции Государственной Третьяковской галереи, является образцом, которому русские иконописцы следуют на протяжении шести веков.
Материалы: дерево, левкас, темпера, золото.
Размер 78 х 65 см.
Разделка одежд выполнена твореным золотом.
Доска, две врезные встречные шпонки.
Икона раскрыта, очищена от слоя олифы, красочный слой укреплен.
В отличном коллекционном состоянии. Икона музейного уровня!
Спас в Силах
Икона «Спас в силах» относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место — в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона «Спас в силах» отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки.
В соответствии с названием, икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. К первой же и наивысшей сфере относятся такие чины, как Престолы и Серафимы, которые наиболее приближены к Богу и, в ряде случаев, также изображаются на иконе.
Иконография «Спаса в силах» сложилась в XIV-XV веках на основании видения, изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в откровении Иоанна Богослова. В откровении Иоанна сказано так: «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».
Основанный на библейских текстах иконописный канон Спаса в силах тщательно соблюдается по сей день. В центре иконы изображается Пантократор — Христос Судия, сидящий на троне, держащий Евангелие и благословляющий зрителя жестом правой руки. Фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. Ромб изображается внутри синей сферы (овала), которая, в свою очередь, вписана в красный квадрат, составляющий как бы внешний фон композиции. Поле голубого овала записано полупрозрачными изображениями Сил и прочих небесных чинов, а по углам внешнего красного четырехугольника изображаются образы ангела, льва, тельца и орла — те самые «животные», которые описал Иоанн Богослов.
Спас в силах — это не просто библейское описание, переложенное на язык иконописи, это само пророчество, своеобразный библейский трактат, исполненный знаков и символов. Композиция, построенная на сочетании геометрических фигур, представляет вселенную, в центре которой находится образ Спасителя, предстающего в сиянии божественного огня (красный ромб). Круг как бесконечная всеобъемлющая фигура, символизирует Царство небесное, а красный четырехугольник означает землю, которая состоит из четырех стихий и ориентирована по четырем сторонам света. Образы «четырех зверей», размещенные по углам «земли» — это не что иное как символы четырех евангелистов, несущих Слово Божие по четырем сторонам света. Наконец, даже сам колорит иконы, построенный на комбинациях земного красного и небесного голубого цветов, символизирует сочетание в образе Иисуса Христа божественного и земного начал.
По старой традиции «Спас в силах» располагается в центре иконостаса, что связано с апокалиптическими значениями, присущими данной иконографии. Таковы многие из известных сегодня икон, включая знаменитый образ, написанный Андреем Рублевым для деисусного чина Владимирского Успенского собора в 1408 году. Икона, хранящаяся сегодня в коллекции Государственной Третьяковской галереи, является образцом, которому русские иконописцы следуют на протяжении шести веков.
| Город: |
Санкт-Петербург
|
| Тип: | Продаю |
| Автор: |
|
На сайте с 08.03.2014
|
|
| Дата: | 30.09.2025 00:19 |
| Номер: | 2284123 |
Сделать объявление:
Ссылка на это объявление:
Похожие объявления
Винтажная копилка для денег. СССР, конец 1920-х гг.
9 000 руб
30.09.2025
Старинный образ "Господь Вседержитель" высокого школьного письма. Российская Империя, XIX век.
300 000 руб
30.09.2025
Старинный лорнет в серебряной оправе с оригинальным футляром. Конец XIX - начало ХХ вв.
30 000 руб
30.09.2025
Скульптурное изображение Спасителя в терновом венце. Конец XIX - нач. XX вв.
45 000 руб
30.09.2025
Старинная напрестольная Дарохранительница в виде храма из серебра «84». Москва, 1864 г.
800 000 руб
30.09.2025
Старинный запрестольный храмовый образ «Деисус». Россия, конец XVIII в.
600 000 руб
30.09.2025
Серебряная накладка «Глухарь» из наркомовского набора. СССР, 1930-е гг.
20 000 руб
30.09.2025
Старинная серебряная евхаристическая лжица. Мастер "РI". Россия, Москва, 1884 год.
45 000 руб
30.09.2025
Старинная шкатулка для драгоценностей с расписной фарфоровой накладкой. XIX век.
60 000 руб
30.09.2025
Старинный наградной наперсный крест с золотым накладным распятием. Мастер "П.Г". Москва, конец XIX в
550 000 руб
30.09.2025
НХ. Гравюра «Несение креста Спасителем». Западная Европа, XIX век.
40 000 руб
30.09.2025
Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская» в серебряном окладе. Россия, Москва, 1896 г.
500 000 руб
30.09.2025
Икона Спасителя в тяжелом кованом окладе из серебра "84". Российская Империя, С-Петербург, 1791 год.
250 000 руб
30.09.2025
Старинный напрестольный крест. Мастерская Геннадия Алексеева. Серебро "84". Москва, 1859 г.
300 000 руб
30.09.2025
Конволют из 4-х наперсных серебряных крестов-тельников XV века
48 000 руб
30.09.2025
«ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ». Общiй культурно-историческiй очеркъ. Рига: 1929 год.
60 000 руб
30.09.2025
Старинная сахарница в оправе в стиле модерн с изображением цветов. Фирма Р. Плевкевича. Конец XIХ в.
35 000 руб
30.09.2025
Икона "Огненное восхождение Ильи Пророка". Российская Империя, XVIII век.
200 000 руб
30.09.2025
Образ Матери Божьей ЗНАМЕНИЕ (Оранта) с предстоящими святыми в старинном киоте. Россия, сер. XIX в.
200 000 руб
30.09.2025
Круг Михаила Шемякина: Семеошенков Евгений Павлович. «Нева». Ленинград, 1950-е гг.
45 000 руб
30.09.2025
Старинный напрестольный крест. Серебро "84". Мастерская "МР". Москва, 1890-е гг.
300 000 руб
30.09.2025
Старинная серебряная евхаристическая лжица. Мастер "ИАА". Россия, Москва, 1894 год.
45 000 руб
30.09.2025
Икона Святого Равноавпостольного Вел. Князя Владимира, Российская Империя, сер. XIX века.
200 000 руб
30.09.2025
Агитационный фарфор: тарелка «Новгородская стройка». СССР, нач. 1930-х гг.
14 000 руб
30.09.2025
Нераскрытый древний русский крест-энколпион. XV век.
45 000 руб
30.09.2025
Старинное расписное коромысло. Роспись узором «рябина». Русский Север. Поморье, начало 1900-х гг.
20 000 руб
30.09.2025
Старинное биде на подставке из дерева. Российская Империя, начало XIX век
65 000 руб
30.09.2025
Старинное требное Евангелие в массивном латунном окладе. Напечатано в Москве в 1912 году.
50 000 руб
30.09.2025
Лампада церковная в стиле Ампир, серебро 84-й пробы. Российская Империя, Москва, 1841 год.
65 000 руб
30.09.2025
Старинный напрестольный крест, украшенный перегородчатыми эмалями по серебряной скани. XVII век.
280 000 руб
30.09.2025

Винтажная копилка для денег. СССР, конец 1920-х гг. Материал - металл. Техническое исполнение: литье, штамп, хромирование, гравировка штихе...